Переход на дистанционное обучение вызвал большие образовательные потери среди польских студентов. Это может привести к снижению заработной платы и усилению неравенства.
Учащиеся второго и третьего курсов старших классов, принимавшие участие в дистанционном обучении во время пандемии, хуже успевают по математике, научному мышлению и пониманию прочитанного, чем их предшественники, которые обучались в стационарной среде. Это негативное влияние пандемии эквивалентно тому, которое связано с более чем одним годом обучения. Таков результат исследования, подготовленного экспертами научного фонда Evidence Institute, которое охватило 4,6 тысячи человек. учащиеся 83 средних школ Варшавы.
Исследование со ссылкой на методологию международных опросов PISA (они позволяют оценивать и сравнивать навыки 15-летних в странах ОЭСР) показало значительное снижение успеваемости учащихся по сравнению с предыдущими годами.
Бизнес-проблема
Такой образовательный разрыв эксперты Evidence Institute связывают как с изменениями в образовании, введенными в 2016 году (ликвидация средних школ), так и с потерями во время пандемии. — Оба эффекта негативны, хотя влияние пандемии несколько сильнее, — подчеркивает Мацей Якубовски, соавтор исследования, член координационного комитета PISA. Влияние Covid-19 особенно заметно в математике и естественных науках, где разница составляет примерно минус 30 баллов по шкале PISA. Это означает потерю учебного года.
Польша не является исключением. Согласно большинству исследований, проведенных в других странах, дистанционное обучение в условиях пандемии привело к большим потерям в сфере образования, особенно сильно пострадавшим от более слабых учеников.
По словам Игнация Свенцицкого, руководителя группы цифровой экономики Польского экономического института, огромный образовательный разрыв, вызванный долгосрочным дистанционным обучением и системными изменениями, а также отсутствие механизмов устранения этих потерь, безусловно, приведет к ситуации людей, выходящих на рынок труда. А также о возможностях развития польских компаний, которые уже борются с нехваткой сотрудников, особенно с более высокой квалификацией. Эта проблема может даже усугубиться.
Однако, по словам Мацея Буковски, президента WiseEuropa, для очень пессимистичных выводов преждевременно — совсем не очевидно, что потери образования, вызванные реформой и пандемией, будут перманентными. «Люди гибки, поэтому, если рынок труда достаточно мотивирует, они попытаются наверстать упущенное, как это было во время экономической трансформации 1990-х годов», — отмечает Буковски. Однако это будет непросто.
Меньше заработной платы
— В Польше школы были закрыты дольше всех среди стран Евросоюза, поэтому она понесла высокие издержки пандемии в виде большого количества избыточных смертей, — напоминает Петр Левандовски, президент Института структурных исследований. По его словам, нынешний возврат к этой плохой политике и закрытие школ могут еще больше углубить образовательный разрыв. В результате выпускники польских школ могут в будущем выделиться среди своих сверстников в других странах, в том числе в Германии, где школы действовали почти все время.
Разрыв может также усугубить дуализм образования, поскольку более обеспеченные родители, заботясь об образовании своих детей, чаще будут отдавать их в частные школы. В результате средний уровень образования в государственных школах снизится, что может усилить наследственность бедности. — Covid-19 мешает окупаемости инвестиций в образование, что будет означать более низкую заработную плату для молодежи. Их будущие доходы составят в среднем 6,2 процента. ниже именно из-за влияния Covid-19 на образование, — оценивает Кшиштоф Кутва, аналитик стратегической команды PIE. Он указывает, что за этим средним результатом стоит значительное и, вероятно, углубляющееся неравенство, потому что дети из более обеспеченных семей или больших городов имели лучший доступ к Интернету или внеклассным занятиям. В среднесрочной перспективе это может сказаться на условиях выхода на рынок труда, а в долгосрочной — большей дифференциации заработка и материального положения.
По словам Петра Левандовски, это последний призыв к заполнению образовательного пробела. Стоит привести пример Испании или Италии, где уже летом 2020 года в рамках тьюторских программ с помощью студентов вели догонялки. Также возможна, как в Великобритании, организация дополнительных занятий летом, так как в это время в колониях работают некоторые учителя.