Польские власти пытаются создать основу для польской сетевой инфраструктуры 5G. Еще одна поправка к Закону о национальной системе кибербезопасности (KSC), которая должна была регулировать эти вопросы, далека от ожиданий рынка.
Дискреционные попытки исключить отдельных подрядчиков и создание новых монополий противоречат принципам свободного рынка и будут способствовать росту цен на услуги. Участники дебатов «Цифровой суверенитет — утопия или реальный шанс?» рассказали о субъектности в онлайн-мире, диверсификации поставщиков услуг и принципах сотрудничества с технологическими гигантами, такими как GAFA (Google, Apple, , Amazon).
Экономика в эпоху цифровых технологий — это не только технологии, основанные на смартфонах и онлайн-сервисах. Это и есть вся современная индустрия 4.0, которая благодаря услуге 5G значительно улучшит и автоматизирует экономику. Ввиду растущих технологических вызовов все большее значение приобретает безопасность пользователей сети и стратегических государственных объектов. Централизованный мир Интернета требует переопределения концепций суверенитета. Недавние события, такие как блокировка учетной записи легально действующей политической партии в Польше через или учетной записи бывшего президента США Дональда Трампа в Twitter, свидетельствуют о ряде угроз. В какой степени мы можем действовать взаимозависимо с другими странами и в какой степени мы можем наращивать потенциал независимости? — рассуждали участники дискуссии о «Цифровой суверенитет — утопия или реальная возможность?».
Диверсификация поставщиков, антидискриминация, безопасность критической инфраструктуры и четкие правила сотрудничества с технологическими гигантами являются ключевыми элементами в стремлении к цифровому суверенитету. 92 процента данные из западных стран хранятся и обрабатываются в США, а в мировом рейтинге 20 самых мощных технологических брендов нет ни одной европейской компании, — напомнил Кшиштоф Гавковски, председатель парламентского клуба левых, участник дебатов . Он добавил, что «многие европейские страны, особенно развитые в цифровой сфере, такие как Эстония, Германия или Финляндия, указывают на необходимость укрепления цифрового суверенитета в Европе». >«Цифровой суверенитет — это регулирование, понимаемое не как ограждение и возвращение территории, а как переговорная ценность. Государство не может представить и тем более реализовать собственное цифровое пространство, так как это утопия, но оно может вести переговоры о важных для себя ценностях, таких как сфера свободы, безопасности, защиты прав потребителей (…) — не во имя национальных интересов, а общих ценностей», — сказала Катажина Шимелевич, президент фонда «Паноптикон».
По мнению члена Конфедерации Кшиштофа Босака, «суверенитет требует недопущения чрезмерной централизации, т. е. наличия одного или двух бизнес-игроков, контролирующих основные узлы инфраструктуры на технологическом уровне». отсутствие зависимости от ключевых игроков и поддержка интероперабельности. «Роль государства заключается в том, чтобы заботиться о своих интересах. Если мы не в состоянии все производить сами, то, по крайней мере, мы должны закупать у разных поставщиков», — заявил лидер Конфедерации .
Дискуссия о цифровом суверенитете также перешла к финансированию. Эта область, по словам Кшиштофа Дайки, президента ComCERT, напрямую связана с субъективностью. По мнению эксперта, стоимость и сроки контрактов несуверенного субъекта всегда будут намного выше, чем у суверенного субъекта. — «Цифровой суверенитет сводится к двум атрибутам — вопрос, свободен ли я (атрибут свободы) и второй атрибут — защищенность. (…) Если я технологически не суверенен, я не свободен и не в безопасности. Свобода в ИТ — это свобода выбора технологий и продуктов, которые я использую в области системного проектирования, внедрения и настройки. (…) Я не могу быть связан, зависим ни от кого. Если мы технологически не суверенны, мы несем гораздо более высокие эксплуатационные расходы, несравненно более высокие инвестиционные затраты», — резюмировал он.Петр Мечковски, управляющий директор Фонда цифровой Польши, также рассказал о растущих издержках в результате деглобализации. — «Уход от глобализации приведет к росту цен. Сокращение цепочки поставок, перенос производства в свою страну, дублирование заводов приведут к более высоким затратам для потребителя и для компаний», — подчеркнул эксперт. Говоря о цифровом суверенитете, Мечковский сказал, что «его следует понимать не на национальном уровне, т. е. исключая американских, а теперь и китайских поставщиков услуг. , а как стандартизация, т. е. построение определенных интерфейсов, чтобы в будущем можно было легко менять поставщиков».
«О суверенитете можно говорить, когда государство на своей территории может устанавливать правовые нормы, определяющие определенные пограничные рубежи, условия для развития бизнеса на этих территориях», — добавил Кшиштоф Босак. swawoli.
Депутат Босак также говорил о необходимости стандартизации технологических требований, но не на политическом уровне: «Регламент по технологическим вопросам не должен предусматривать создание каких-то политических комитетов, которые будут принимать произвольные решения, например исключать игроков любого направления с рынка. .» Мацей Рогальский из Университета Лазарского может перестать быть актуальным через 2-3 года, а принятые сейчас решения будут касаться технологии, которая останется с нами гораздо дольше.
Очередная, третья редакция проекта поправок в закон о национальной системе кибербезопасности и ряд других актов продолжает вызывать бурю эмоций у экспертов рынка, отрасли и юристов. Одним из положений, вызвавших бурные обсуждения, является положение о том, что Колледж кибербезопасности сможет присвоить технологической компании статус высокорискового поставщика. Одним из учитываемых критериев является национальность. Среди прочего, «Вероятность, с которой поставщик оборудования или программного обеспечения находится под контролем страны, не входящей в Евросоюз или НАТО». По мнению экспертов, это может ударить по китайским корпорациям, крупным поставщикам инфраструктуры для сетей 5G.
Без подготовки соответствующей правовой базы для строительства сети 5G сложно говорить о дальнейшем развитии польской экономики и инноваций в целом. Промышленность, основанная на новых технологиях, нуждается в современной инфраструктуре. Важность развития цифровой экономики показывает реальность пандемии не только с точки зрения предприятий, но и домохозяйств. Также необходимо создать благоприятные для рынка правила, которые обеспечат участие многих субъектов в системе, цифровой суверенитет и информационную безопасность — это ключевые элементы этих правил.
Дебаты «Цифровой суверенитет – утопия или реальный шанс?» прошли с участием экспертов и политиков. В экспертном совете приняли участие: Петр Мечковский, управляющий директор фонда «Цифровая Польша», Катажина Шимелевич, президент фонда «Паноптикон»; Мариуш Бусило, юрист, Kancelaria Bącal, Buciło sp.k., профессор Мацей Рогальский, Лазарский университет в Варшаве, Кшиштоф Дайки, президент ComCERT SA Во второй части дебатов приняли участие политики: депутат Кшиштоф Босак, соучредитель и один из лидеров Конфедерации свободы и независимости, депутат Кшиштоф Гавковский, председатель парламентского клуба левых (с 2019 г.) и депутат Гжегож Наперальски, Гражданская коалиция, заместитель председателя Комитета по оцифровке, инновациям и современным технологиям (CNT ).
Организатором дебатов выступил Центр THINKTANK. С 2009 года он работает как сетевая платформа для принятия польского решения -производители. цифровая трансформация и ее последствия для общества и общественной сферы. Он сотрудничает с Канцелярией Премьер-министра — отделом оцифровки и Gov.Tech.